ИВЛ | Главная | Marstem | Отзыв на «В коридоре» (письмо к Ольге Афраймович)

Письмо Nic-а к Ольге Афраймович
(на «В коридоре»)

С позволения автора...




Здравствуйте, Оля!


Спасибо за doc-и и – спешу поделиться.


Немного о первых впечатлениях (читаю с огромным интересом и с не меньшей осторожностью: чтобы не исказить содержание Вашего «Зазеркалья» собственными предпочтениями :) ).


Но впечатлений – от растерянности до «инфернального погружения» («блуждание звезд по вечернему миру» – !) – в широчайшем ассортименте. Кроме того, наконец-то «прибыл» диск «Полнолуния», где я смог в полной мере оценить Ваш талант.


Признаться, я не ожидал обнаружить столь цельного Пространства, в котором Вы и Ваша героиня живете. Даже противоречивость, очень Вам свойственная, совершенно правомерна в Вашей далеко не виртуальной реальности.

Но – не буду забегать вперед.


Конечно, самая интригующая – «В Коридоре» (так и хочется поставить многоточие). Тема из «Молитвы в Глуши» здесь имеет несколько преломленное отражение: метафора, переходя из «Молитвы…» в «Коридор», теряет свою определенность, законченность, становится более описательной (попытка превратить ее в инструмент коммуникации лишает ее риторы, доступности понимания). В «Молитве…» доминирует ощущение, что Некто (вероятно Тот, от чьего лица Вы говорите) проецирует мою персональную идеальную действительность в режиме реального времени. Там самым сильным впечатлением остается Чувство Облегчения: я не сошел с ума; я не один так думаю. В «Коридоре» же (образ пересекается с лабиринтом) несколько иной, я бы сказал, диаметрально противоположный эмоциональный генезис: ситуация невольного подглядывания (сначала очень любопытно, затем – как-то неловко и стыдно за свою слабость). Ваш собеседник постоянно Вас провоцирует, предлагая все более экспрессивные, «неформатные» инфлексии: он едва ли сам удерживается в своих содержаниях (беспрекословное «Потому что.» вместило в себя все, что было Marstemом сказано до и после). Любопытство достигает апогея, когда начинаешь чувствовать, насколько Вам тяжело не поддаваться на эти провокации: собеседник не то, чтобы не слышит Вас (напротив, Ваше присутствие ему необходимо), но он как бы спешит вывернуть наизнанку весь слой своих состояний. Вы, Оля, для Marstemа – некая сенсорная мембрана, с помощью которой он сканирует информацию об адекватности своих содержаний и уточняет их формулировки, – в конце «Коридора» он заявляет великолепную Тему: «А правда ли, что/ весеннее солнце любит/ заигрывать с поверхностью зеркал» (которую Вы, кстати и несомненно, тоже оценили).


И диалог там все же состоялся: не Тем (как, вероятно, задумывалось), а двух Концептов, оказавшихся в одном эго-пространстве (или пытающихся одновременно войти в одну дверь). Хронология: от растерянности – «Спешу, подскальзываюсь, теряю следующее па…» – до почти полной утраты интереса к происходящему (цитата из «Крестного отца» настолько прямая, что у меня почти нет сомнений в ее происхождении: «Спешу, подскальзываюсь…» и далее «Скользя дурацким лицом…» – интонация раздражения, а вопрос – «Как он – твой танец на кромке крыши?» – даже фонетически увеличивает между собеседниками дистанцию: глухая «к» – в одной строке четыре раза (!), звонкая «ц» между двумя «н» подчеркнуто диссонирует в звуковом ряду, а если учесть, что все ударные – твердые ( [ка`]; [во`]; [та`]; [ро`]; [ры`] и в конце вполне недобрая [ши`], – все как бы отталкивает, открыто демонстрирует аффект…) (Пожалуй, только после такой «атаки» Marstem начинает «выравнивать» Тему…)


Что же касается Темы…

Мне думается, обилие цитат делает ее почти неопознаваемой (скорее даже – чужой). Вот уж воистину – «БЕЗ ВЕСТИ НАВОРОЧЕНО»!!! (Оля, не Вы, а Вас должно цитировать! :) ).


Полагаю, Тема только заявлена: «коридор» как ассимент «лабиринта», двери в который нам приоткрыли (когда же последует продолжение?)? Впрочем, читатель уже в Лабиринте («нескучный мирок» давно «весь открыт ветрам»). В котором же из Коридоров??? И, наконец, КУДА же он ведет (вопрос вопросов, на который Адамович, к примеру, лет двадцать – пока писал «Комментарии» – искал ответа)? По Вашему, «Куда» – это фатальное стечение обстоятельств (в «Коридоре» нет выбора: «клетка», «клаустрофобия», «проводники времени», которые «всегда отражают одно и то же» и, может быть, действительно лучше не знать, куда они зовут). Но Оля, тогда зачем Туда идти?


Собственно, коридор – это пространство, связывающее два других (и можно предположить, каких). Но у меня возникло чувство Тупика, безвыходности (Вы используете абсолютные аналогии).

Невольно вспоминается «Бабочка» Бродского, его неопровержимое – «мир создан был без цели, а если с ней, то цель – не мы» … Но у Бродского это звучит почти с благодарностью (или смиренно и потому – драматичнее). Впрочем, Бродский во всем – необратим и непоправим, а уж его самоироничный тон лишь добавляет убедительности.

В «Коридоре» недостает именно этого – правдоподобия.

Если вспомните, то Ахматова в Пушкине более всего ценила чувство Меры. Та самая рамка, без которой творимая реальность лишена «срастания воздуха» (нет, Оля, Вы удивительно талантливый человек!).


Я понимаю, «Коридор» – лишь предисловие, эпиграф или даже – фрагмент того Пространства, отражение которого мелькнуло в Зеркале. В этом случае – с нетерпением буду ждать продолжения.


Все это – лишь одно из первых впечатлений.

Прочел почти все, что Вы отправили, но об остальном – несколько позже (я думаю, там намного более долгий разговор :) :) :) ).


Не прощаюсь,
С ув.
Nic




^вверх^